Об амбициях и развитии Духа

Иметь амбиции – это хорошо или плохо? Не хорошо и не плохо, но имеет место быть. Иногда амбициозность путают с целеустремленностью. Они близки по сути, но не заменяют одно другое. Попробуем разобраться с этими понятиями.

Психологическая терминология определяет амбиции, как высокий уровень самомнения, притязаний, тщеславие, жадность к похвале.  Амбиции бывают завышенные, заниженные и адекватные.  Человек с заниженными амбициями застенчив, не уверен, старается быть «как все».

Завышенные амбиции свойственны людям, которые склонны переоценивать уровень своих возможностей и способностей, ставят перед собой заведомо невыполнимые задачи. «Я все могу», «Я самый крутой» и т. д. Соответственно, ждем и от других подтверждения.

Адекватные амбиции – золотая середина, при которой цели соответствуют возможностям. Человек знает, чего он хочет, как он это будет достигать. При этом, не нуждается в подтверждении своих способностей со стороны, так же как и в похвале.

Амбициозный человек стремиться быть выше и лучше других. Обладает целеустремленностью, стремиться к совершенствованию. В социуме амбициозность поощряется, так как является стимулом к развитию.

Но есть целеустремленность, которая может входить и в амбициозность, но может находиться и отдельно. Целеустремленный человек, имеет цели, пути достижения, он, также, стремиться к развитию и росту. Каково же отличие амбициозного и целеустремленного человека? Сходства есть и, иногда одно плавно перетекает в другое. Но для амбициозного человека важно признание, похвала и ответная реакция от других людей, желание успеха. Для целеустремленного человека важна сама цель, идея и ее реализация.  Это основное и существенное различие, то есть, основное отличие заключается в приоритетах. Амбициозность подразумевает стремление к успеху, который также бывает внешний и внутренний.

В любом случае, амбициозность будет включаться всю шкалу. Золотая середина – хрупкая позиция, которую сложно соблюдать во всех ситуациях. Поэтому, зачастую, все равно будет происходить уклон в ту или иную сторону. Серединный уровень подразумевает умение поддерживать баланс и равновесие.

Изначально слово «амбициозность» имела сугубо отрицательное значение. С развитием общества меняется смысл и уже, под этим понятием, подразумевают стремление к успеху, власти. Понятие целеустремленность уже сливается с амбициозностью, характеризуя второе, как положительное качество.

С эзотерической точки зрения, амбициозность соотносится с эгоизмом, с желанием получать и, получать, все больше и больше. Есть другое понятие – альтруизм, подразумевающий желание отдавать. Духовное развитие человека возможно тогда, когда желание отдавать доминирует над желанием получать; когда амбициозность сменяется целеустремленностью, эгоизм – альтруизмом. Но это происходит не сразу.

Условно можно выделить три стадии развития:

  • 1.Стадия амбиции, когда человек может формировать серединный уровень своих притязаний.  Заниженные амбиции – поднимаем; завышенные – приспускаем. Это стадия учит балансу и умения соизмерять  возможности, цели, реальность и т.д. Здесь мы соревнуемся в кругу себе подобных, пробиваемся, выделяемся, реализуемся. Достигли некой планки, только успокоились, а тут кто-то обошел. Опять ставим цели, достигаем и т.д. Амбиция должна постоянно работать. Но бренность бытия, рано или поздно, напомнит о себе. Наша жизнь – это путь от рождения к смерти, от славы внешней до внутреннего развития Души.
  • 2.Стадия перехода. Эта стадия возможна только после прохождения первой стадии. Насытившись внешним успехом, достижениями, человек начинает задавать себе философские вопросы: «В чем смысл бытия?», «Зачем все это?», «Зачем живу?» и т.д. Внешний успех уже не приносит того драйва и удовлетворения. Новые цели не вызывают восторг и желание взять очередную планку жизненного успеха. Экзистенциальная стадия. Человек уже не хочет только получать, но еще не может отдавать. Очень много успешных людей теряются на этой стадии. Здесь уже амбициозность не спасает. Внешнее входит в конфликт с внутренним. Теряется смысл внешних достижений. Вспомним книгу Экклесиаста из Ветхого Завета, которая наилучшим образом характеризует данную стадию развития Души.
  • 3.Стадия духовности. На этой стадии нет амбиций, нет стремления кому-то, что-то доказать. Хочется просто отдавать. Понятие «отдачи» тут свое. Люди с первой стадией ее не поймут, так как просто не готовы к ней. Успех, слава, почет, признание – на этой стадии, воспринимаются как детская игра. Человек смотрит сверху вниз на «людские игры» в борьбу за успех, за место «под солнцем». Это не уход от социума. Человек с третьей стадией также может много достигать, иметь, но им движет совсем другие стимулы, чем у людей первой стадии развития. Желание реализовать себя без внешней оценки. Мотивация идет из нутрии. Самая сильная стадия. Кто дошел до нее, тот обретает Силу Духа. Здесь нет конкуренции, нет «чужих – своих». Мир воспринимается таким, каков он есть. Желание отдавать – это желание ДЕЛАНИЯ, без ответной реакции. Отдавать себя без остатка. Служить некой идем. На этой стадии реализация заключается в раскрытии себя, в свободном проявлении себя. А что такое свободное проявления себя? Разве оно возможно при первой стадии? Нет. Это стадия, когда «Я живу! «Я есть!» «Я могу!» «Я делаю!»

Да, я делаю то, что могу, умею и я живу так, как могу, умею и от этого я получаю удовлетворение. «Я ЕСТЬ!». Вот истинная реализация Духа человека. Свобода в том, чтобы делать и не оглядываться по сторонам, проявлять себя и не ждать ответной реакции, чувствовать дыхание Жизни и дышать в унисон с Жизнью, наслаждаясь самим процессом Бытия.  На первой стадии также Дух развивается, но его развитие происходит в миру,  в кругу себе подобных, которые держат, направляют, способствуют развитию. Другие люди являются стимулом развития для Духа. На третьей стадии, стимул идет из нутрии, из точки в сердце. Это вертикальный путь развития Духа.

Таким образом, амбициозность – добродетель лишь тогда, когда она чем-то подтверждена, когда для нее есть основание, когда она является стимулом для развития Духа, а не только для удовлетворения материальных потребностей. Если амбиция возникает на пустом месте, это выглядит смешно и нелепо. Чтобы чем -то делиться, нужно это иметь изнутри. Чтобы достигать внешнего успеха, нужно иметь внутренний стержень.

 

Г. И. Никульникова