История астрологии

Принято считать, что астрология как «звездная религия» родилась в 5000-3000 гг. до нашей эры в Месопотамии, где жили древние шумеры. Во время археологических раскопок там были найдены каменные и глиняные дощечки, с начертанными на них законами и правилами астрологии. Некоторые из этих находок дошли до наших дней и хранятся в музеях разных стран мира.

Часть найденных текстов расшифрована и свидетельствует о большом значении, которое придавали астрологии древние народы. Все важнейшие события в жизни государства: начало военных походов, назначение важнейших государственных деятелей и духовных лиц, строительство дворцов и храмов — происходили в строгом соответствии с астрологическими законами и правилами. Высокоразвитая культура древних шумеров постепенно стала проникать из Месопотамии в другие страны. К настоящему времени найдено уже около 25000 фрагментов клинописи с космобиологическим содержанием.

Древние народы верили, что земная жизнь протекает согласно незыблемым законам космоса, что мир находится в вечном циклическом движении, у него нет ни начала, ни конца. Все события в космосе имеют свое закономерное отражение на Земле, в том числе и космическая борьба между добром и злом. Звездные божества управляют «часами мира» и всеми земными делами.

Это мировоззрение в краткой образной форме нашло отражение в изречении, высеченном на камне: «Башня ступеней состоит из храма семи посредников, которые передают приказы космоса на землю». «Семь посредников» — это семь планет, семь сфер влияния, семь звездных божеств, которые были хорошо известны в те времена: СолнцеЛунаМеркурийВенераМарсЮпитер и Сатурн.

Древние шумеры жили единым дыханием с космосом. Воля звездных божеств по отношению к Земле и ее обитателям ежедневно внимательно прочитывалась жрецами в «небесной книге» — по взаимному расположению небесных светил — и передавалась земным властям для исполнения. Основными инструментами для такого прочтения служили лишь циркуль, линейка и визир. С их помощью были вычислены орбиты семи планет. В соответствии с закономерностями движения этих планет сформировалась известная астрологическая система. Все небо было разделено на 12 частей — 12 местопребываний Солнца и остальных планет в течение года, на этом основании было разработано учение о 12 знаках Зодиака и 28 «стоянках» Луны.

Шумерская астрология отличалась известной точностью вычислений. Шумеры знали, например, что начало весеннего равноденствия передвигается каждые 72 года на 1 градус, что движение «большого небосклона» образует космические века. Они знали, что живут в отрезке времени, находящемся под влиянием знака Близнецов (6000-3800 гг. до н.э.), или в космическом веке Луны. После этого последовал космический век Тельца, когда поклонялись Солнцу и Золотому Тельцу (3800-1700 гг. до н.э.).

«Семи сферам» планет соответствовали семь ступеней развития человека. Шумеры воспринимали планеты как живые существа. Это роднило их с людьми, давало возможность древним астрологам проводить параллели между жизнью земной и небесной.

Шумеры имели представление также о гармонии и дисгармонии этих сфер и по особым признакам вычисляли законы их существования.

Космобиологические представления о строении мира шумеры заимствовали у еще более древних народов и «по наследству» передали их вавилонянам и ассирийцам, которые, в свою очередь, развили и усовершенствовали эту систему знаний.

В 1847 г. при археологических раскопках на территории современного Ирака была найдена большая библиотека царя Ашшурбанипала, который царствовал около 650 г. до н.э. На глиняных кирпичиках, испещренных клинописью, содержались точные указания на связь между явлениями космоса и соответствующими событиями на земле.

Позднее астрология вышла за пределы Двуречья и перешла к другим народам. Особенно широко она распространилась в таких странах, как Египет, Греция, Персия, Индия и Китай. Даже культура народа майя, населявшего далекую от этих мест территорию Юкатана, также развивалась на основе астрологических знаний. Например, большие государственные празднества проводились там в августе месяце, находящемся под влиянием знака Льва, который считался небесным символом государства и власти. Церемония жертвоприношений проводилась в ноябре месяце под знаком Скорпиона, олицетворяющего смерть. Таким образом, в глубокой древности астрология в форме государственной религии распространилась по всей восточной Азии и через Тихий океан проникла в Южную и Северную Америку.

Около 2400 г. до н.э., во времена наивысшего расцвета культа Солнца и Золотого Тельца, в Египте наблюдался новый виток развития астрологии.

Геродот пишет, что у египтян год состоял из 365 дней, и каждый из них был посвящен своему божеству. Зная точную дату и время рождения человека, они могли дать довольно четкие указания на то, что может ожидать его в жизни, стоит ли ему братья за то или иное дело, какое ремесло или вид деятельности ему больше всего подходит. По свидетельствам поздних греческих авторов, сообщение Геродота подтверждал и Пифагор, который сам прекрасно знал астрологию и преподавал эту науку своим ученикам.

Египтяне прогнозировали судьбы людей, государств и народов согласно взаиморасположению планет в знаках Зодиака. Тексты, похожие на «ежедневные прогнозы», встречались уже во времена 12-й династии египетских фараонов. Со временем «звездная религия» вавилонян с ее планетами-божествами была оттеснена на второй план.

В Эллинистическую эпоху в Египте особой популярностью пользовались «герметические книги», сочинения, основу которых составляли астрологические знания. Эти книги содержались под строжайшим секретом и были доступны исключительно посвященным и жрецам.

Кроме астрологии как «высокой науки» в Египте существовала так называемая «вульгарная астрология», которая была заимствована от халдеев. Она считалась «храмовой наукой», так как книги, по которым делались предсказания, хранились в египетских храмах. Однако основа обеих ветвей астрологии была одна: непоколебимая вера в то, что всем управляет «Бог космоса», действующий через своих ближайших помощников — планетарных богов. Именно этот невидимый «Бог космоса» заставляет вращаться Зодиак и посылает лучи всех космических влияний на Землю ее обитателям.

В период античности многие древнегреческие ученые имели широкую известность. Они пропагандировали учение «о влиянии планет на нашу Землю» как в устных беседах, так и в многочисленных трудах, которые, к сожалению, мало сохранились. Так, например, до нас дошли фрагменты сочинений Гераклита Эфесского (540-480 гг. до н.э.), и в одном из них говорится об астрологии: «все находится в вечном движении, и единственный способ продолжения жизни — это постоянное изменение.»

Пифагор из Самоса (шестой век до нашей эры), знаменитый философ, математик и астролог, основал в 532 г. до н.э. в городе Кротоне философскую школу, где исповедывалось космологическое учение. Его главные положения базировались на знании законов движения небесных тел. Ученик Сократа древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.), основатель знаменитой Академии в Афинах, также много внимания уделял астрологической науке. В его сочинениях мы находим отголоски астрономических представлений древних вавилонян, однако именно ему принадлежит одно из важнейших открытий — исчисление продолжительности полного оборота небесного полюса вокруг эклиптики, который длится 25920 лет. Так называемый цикл прецессии с тех пор называется «платоновым годом».

Считается, что и стоики, представители еще одного философского направления античной Греции, также во многом опирались в своем учении на законы астрологии. Знаменитые философы эллинистически-римского периода — Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий — приводили многие доказательства согласованностями между процессами, происходящими в макрокосмосе — Вселенной — и жизнью микрокосмоса — человека.

Древнегреческий астроном Гипарх (199-125 гг. до н.э.) усовершенствовал методику расчета видимого движения Солнца и Луны, составил каталог положений 850 звезд и разделил их на 6 классов. Римским императорам, в том числе Юлию Цезарю (100-44 гг. до н.э.) и Октавиану Августу (63-14 гг. до н.э.) были составлены гороскопы. Император Тиберий был окружен целым сонмом лучших астрологов того времени и сам блестяще владел предметом.

Далеко вперед «продвинули» астрологическое учение гностики, расцвет деятельности которых можно отнести примерно к 130 г. до н.э. По их учению глубокое проникновение в законы космической жизни может способствовать «избавлению души от плена материи».

Особым образом нужно отметить знаменитого древнегреческого ученого — Клавдия Птолемея (100-165 гг.). Его труд по астрологии «Тетрабиблос», в котором он использовал древние названия двенадцати знаков Зодиака, много сотен лет имел главенствующее значение среди астрологических сочинений древних народов и считался настольной книгой, «Библией» всех астрологов последующих поколений. «Тетрабиблос» не утратил своего значения и по сей день.

Учение о космических закономерностях и их влиянии на земные события и судьбы людей распространилось в древности по всему миру. Оно имело единую основу и различалось лишь вследствие специфических особенностей каждой культуры.

Без преувеличения можно сказать, что почти все известные нам величайшие астрономы прошлых времен были искуснейшими астрологами. Астрологической практикой занимались и многие средневековые ученые, несмотря на то, что в их времена на занятия астрологией смотрели как на «адский грех». Это было чрезвычайно опасно и угрожало отлучением от церкви и нередко сожжением на костре.

Одним из выдающихся философов XIII в. был Альберт Великий (1183-1280), схоластик и доминиканец, преподаватель Парижского и Кельнского университетов. Он обрел популярность, которая распространилась далеко за пределы Франции и Германии. Его почитали по всей Европе, благодаря блестящим знаниям в области медицины, магии и астрологии. Есть свидетельства, что большой известностью в качестве астролога пользовался и один из его лучших учеников, знаменитый теолог Фома Аквинский (1225-1274).

Можно назвать целую плеяду величайших знатоков астрологической науки. Одним из самых ярых защитников был, например, Корнелиус Меланхтон (1497-1560) — немецкий гуманист, филолог и теолог, составивший гороскоп Мартину Лютеру и предсказавший успех его учению.

Научные открытия XV-XVI веков имели печальные последствия для астрологии. Известнейший астроном и астролог своего времени Николай Коперник (1473-1543) в своем учении о гелиоцентрическом строении мира перевернул старое представление об устройстве космоса и «поставил Землю на свое место, а Солнце на свое». Существовавшая до тех пор теория геоцентрической Вселенной уступила место новой теории. Это был переворот в науке, ставший крупнейшим событием того времени. Многие астрологи были отстранены от своих должностей и потеряли влияние на общественную жизнь. Несмотря на то, что открытие Коперника совершенно не изменило существующие астрологические правила и вычисления, астрология постепенно стала утрачивать свою былую славу. Естественные науки стали представлять «оппозицию» по отношению к астрологии, критикуя ее как «звездную религию». В итоге многие ученые стали считать астрологию суеверием.

Однако, олицетворяя собой вечное стремление человечества к разгадке тайны бытия, постоянное желание познать себя, свое настоящее и будущее, астрология жила, живет и будет жить вечно. За несколько тысячелетий своего существования она возрождалась на развалинах погибших древних культур, как крепкая и здоровая наука, принося свои таинственные знания как желанные плоды жаждущему человечеству.

С эпохи Коперника начало свой победоносный путь новое, материалистическое мировоззрение. Каждое десятилетие дарило открытие доселе неизвестных физических законов. Новая небесная механика уже не имела ничего общего с тысячелетним опытом древних шумеров, вавилонян, египтян, древних греков и римлян, майя и ацтеков. Те из астрологов, которые, рискуя жизнью, остались верны своей науке, продолжали искать истинную причину космических влияний на подлунную сферу и Землю с ее обитателями, полностью отделились от астрономов и с тех пор шли самостоятельной дорогой. Многие из них попали на эшафот или были сожжены на кострах, но астрология не погибла — она продолжала существовать «подпольно». Только теперь центральной фигурой астрологии стал уже не властитель или его государство, но отдельный человек со всеми своими надеждами и мечтами, идеями и планами, талантами и способностями, словом, со всей своей судьбой.

В XVI в. на европейском небосклоне взошла звезда гениального астролога, пророка и визионера, врача, поэта и ученого Мишеля Нострадамуса. Его «Пророчества» о ходе всемирной истории сразу обрели неслыханную популярность, которая не утратила своего значения до наших дней. Его сочинения изучали короли и кардиналы, вожди французской революции и инквизиторы, а также Наполеон и Гитлер.

Не меньшую славу обрел его младший современник, Иоганн Кеплер (1571-1630), усиливший научную сторону астрологии вопреки мистической. Кеплер был одним из известнейших астрономов и астрологов своего времени, открывший законы движения планет. Астрологической практикой он начал заниматься с 1608 г. и за свою многолетнюю деятельность составил гороскопы многим известным людям, в том числе и полководцу Альбрехту фон Валленштейну, герцогу Фридландскому, императору Рудольфу II и многим другим. Его заслуга перед научной астрологией состоит и в том, что он, одновременно с датчанином Тихо Браге, начал применять в астрологии астрономические вычисления. Этим ученые сильно укрепили научный фундамент астрологии. Кеплер изложил свои познания в капитальном труде «Гармония мира». От этого труда до нас дошли лишь только карты гороскопов, в том числе и гороскоп Валленштейна.

В древности астрология нередко считалась «наукой наук», она была известна только мудрецам античного мира, и познавать ее могли только избранные. Но после того как астрологические сведения «просочились» в народные массы, особенно после опубликования трудов александрийских ученых и Клавдия Птолемея, астрология стала утрачивать ореол «высшей мудрости». И в конце концов она превратилась в «ярмарочную астрологию», потеряв свой когда-то неоспоримый авторитет. Одной из причин возникшего недоверия к астрологии была бытовавшая система упрощений и возникавших в связи с этим пробелов. Кроме того, было допущено немало ошибок в рукописях полуграмотными и некомпетентными переписчиками. Появлялись и сочинения честолюбивых фальсификаторов, умышленно создававших подлог.

Тем не менее, в XVI-XVII вв. в Европе работали люди, деятельность которых не позволила астрологии погибнуть окончательно. Немалая заслуга принадлежит в этом Галилео Галилею (1564-1642), итальянскому астроному, одному из основателей естествознания. Галилей был страстным защитником новой космологии Коперника и искусным астрологом. Составив собственный гороскоп, он предсказал себе тяжелейшую глазную болезнь и действительно ослеп в 1637 г. Дело «величайшего еретика» XVII века было пересмотрено римской католической церковью только в октябре 1980 г. Римский папа Иоанн-Павел II заявил, что состоявшийся в 1633 г. суд инквизиции над величайшим астрономом и математиком был несправедливым, и Галилео Галилей был реабилитирован.

Иоганн Батист Морин (1583-1659) уже при жизни прославился фундаментальным научным трудом «О детерминации» и точными астрологическими предсказаниями. Одно время он служил личным астрологом кардинала Ришелье.

Известнейший врач первой половины XVI века Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм — Парацельс (1493-1541) с большим успехом применял обширные астрологические познания в лечебной практике.

Целый ряд философов были не только сторонниками научной астрологии, но и сами занимались астрологической практикой. Среди них Фрэнсис Бэкон (1561-1626), родоначальник английского философского материализма, и Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ-материалист, считались искусными астрологами и много работали с гороскопами, изучая влияние аспектов планет Меркурия и Юпитера в области коммерческой деятельности.

Немецкий философ-идеалист Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) с 1677 г. и до конца своей жизни состоял на службе у ганноверских герцогов, был придворным библиотекарем и историографом, тайным советником юстиции и астрологом. Он составлял гороскопы многим высокопоставленным лицам Германии. В 1700 г. он стал первым президентом Берлинского Научного Общества (позднее Академии наук). Его астрологическое учение о метеорологии с большим успехом применяется до сих пор как в самой Германии, так и далеко за ее пределами.

Август Вильгельм Шлегель (1767-1845), немецкий философ, переводчик и драматург, и его современник Фридрих фон Харденберг (1772-1801), более известный в истории мировой культуры как Новалис — поэт и философ немецкого романтизма — много занимались практической астрологией. Пытаясь найти причины своих многочисленных болезней и частичной слепоты, обратился к астрологии и немецкий философ, физик, один из основоположников экспериментальной психологии и эстетики Густав Теодор Фехнер (1801-1887). Астрология привлекала многих знаменитейших писателей мира. Среди них — великий Гете, Вальтер Скотт, Стендаль. Все они интересовались астрологией, составляли гороскопы и сверялись с ними в различных жизненных ситуациях. Для возрождения научной астрологии в XVIII в. немало сделал немецкий профессор И.В. Пфаф (1774-1835), который прочитал множество лекций по астрологии в Вюрцбургском университете. Пфаф был членом многих Академий наук мира, в том числе Петербургской и Мюнхенской, а также Московского физико-математического Общества. Он имел собственные труды по астрологии, в которых использовал точные математические вычисления и расчеты. Его перевод «Тетрабиблоса» Клавдия Птолемея с греческого языка на немецкий до сих пор считается лучшим переводом в мире. Впервые он был издан в 1822 г.

В конце XIX в. вновь возникший интерес к астрологии прокатился, как гигантская волна, из Англии в Голландию, Францию, Германию, в другие страны. Англичанин Алан Лео (1860-1917) начал издавать свой многотомный труд по астрологии, который сразу же был переведен на несколько языков. По нему училось молодое поколение астрологов как в Европе, так и в Америке. Его ученики постепенно расширяли и дополняли этот труд новейшими открытиями. Деятельность Алана Лео была продолжена многими выдающимися учеными — Паулем Фламбартом, Эрнстом Крафтом, Вальтером Кохом. Вся классическая астрология была подвергнута строжайшей ревизии. Из ее огромного арсенала было взято только то, что не противоречило разуму и логике. В основу новой астрологии были положены труды Птолемея, Фирмика Матерна, Иоханнеса Морина и других «классиков» астрологии, но со временем на основании статистики, собственного опыта астрологов была выработана новая система обозначений и методы прогнозирования. Таким образом, сегодняшняя научная астрология снабжена точнейшими астрономическими вычислениями и вооружена новейшим подходом. От древней астрологии остались лишь названия, некоторая символика и мировоззренческие элементы. Большой вклад в современную науку сделал немецкий ученый Пауль Фламбарт, который, проверив на огромном материале все дошедшие до нас астрологические правила, отсеял неподтвердившуюся «шелуху» и оставил только то рациональное зерно, которое действительно обеспечивает истинность космобиологического прогноза. В дальнейшем это получило убедительное подтверждение на практике и отражено в научных трудах его выдающегося ученика и последователя — доктора Карла Эрнста Крафта.

На одном из заседаний французского астрологического общества в 1906 г. выступил с докладом тогда еще ничем не примечательный молодой астролог Сельва. Он напомнил о многочисленных правилах-афоризмах, которые дошли до нашего времени в искаженном виде, и предложил радикальным образом пересмотреть их в целом. Он призывал применить индуктивный метод обработки материала, тщательно проверить каждую деталь и каждое старое правило, строго научно подойдя к любому вопросу традиционной астрологии.

Его призыв был услышан и принят многочисленной армией астрологов молодого поколения. В течение ряда десятилетий ведется трудная и кропотливая научно-исследовательская работа. В результате проверок и сопоставлений были выработаны новые достоверные правила толкования гороскопов.

Сельва принадлежал к числу тех немногих астрологов, которые являлись, с одной стороны, приверженцами древних традиций, а с другой — представителями нового индуктивно-научного метода. В итоге Сельва пришел к выводу, что из всех астрологических трудов только труды Иоганна Батиста Морина представляют очевидную ценность. И сейчас многие астрологи нашего времени убеждены, что любой, кто познакомится с учением Морина «О детерминации», будет способен без особого труда понимать любую астрологическую литературу. Учение Морина представляет собой основу основ астрологии и может быть рекомендовано и начинающим астрологам, и тем, кто занимается научной астрологией.

Сегодня интерес к древней науке вновь возрос. Астрологией занимаются и гуманитарии, и естественники. Особенно эффективно астрологические знания применяют врачи и психологи, которые заинтересованы с помощью гороскопа уточнять сложные диагнозы и заниматься профилактикой заболеваний.

Древние считали, что в астрологии нет случайностей. Все события происходят в строгих рамках космических закономерностей. Взаимное расположение планет и звезд в момент рождения человека накладывает отпечаток на всю его судьбу, со временем только развиваясь, углубляясь и определяя ход всей его жизни. Исследования современных астрологов подтверждают истинность этих положений.

 

© Вронский С.А., альманах «ГЕРМЕС», М., 1992.