Что такое личностный рост?

Исходя из своего опыта, скажу, что личностный рост – многогранное понятие.

Я имела возможность вплотную соприкасаться с тренингами личностного роста. Сама была в роли участника и в роли тренера. К любому процессу необходимо подходить вдумчиво. Не смотря на то, что тренинг, в основном, процесс групповой, участвуют в нем все же – индивидуальности. Даже, если взять вопросы привычных социальных стереотипов и поведенческих моделей, которые очень похожи у многих людей, даже не смотря на это, каждый человек находится на своем уровне понимания, знаний, умений и желаний. С недавнего времени я наблюдаю у людей возрастающий интерес к личностному росту. У людей появились вопросы, на которые  они ищут  ответы. Мой опыт общения показывает, что появилось больше свободы – мнений, высказываний. Личностный рост стал востребованным и интересным. Ситуация складывается так, что некоторые, известные мне, программы личностного роста устарели. Они слишком унифицированы и обезличены. Многие уже не хотят «ходить» строем в «светлое будущее» и играть в «достигаторов», выполняя действия, в которых они не видят смысла. Люди все больше и больше хотят иметь понимание – для чего и зачем они совершают какие-либо действия, что в этом ценного для них самих. И я это приветствую. Совершенно справедливым считаю для тренингов личностного роста иметь некоторую жесткость в подаче и тренировках. Таким образом, создаются необходимые условия для преодоления зоны комфорта, в которой находится участник. И обязательным условием считаю – наличие у каждого участника своего личного смысла в совершении тех или иных действий. Это больше похоже даже не на тренировку, а на партнерское соглашение – человек четко понимает, чего он хочет и для чего он испытывает этот дискомфорт. Таким образом, я веду к тому, что уровень личностного развития и восприятия у всех разный и такого рода тренинги подходят не каждому человеку. Поэтому я считаю, первоочередной задачей тренера является:  выяснить уровень личностного развития, на котором находится человек. Но и здесь имеются подводные камни, так как  критерии развития личности могут быть различными. Возникает вопрос, по каким критериям определяет тренер этот уровень? Совпадают ли критерии с пониманием участника? Говорят ли они на одном языке? Ведь, если нет, то тогда тренировки не получится. А если и получится, то итогом будет не тот результат, который ожидался изначально. Здесь я веду к тому, что еще одной из задач тренера является расширение своего списка критериев, по которым оценивается личностный рост участника. Тогда тренер сможет адекватно оценить уровень и предложить участнику тренировку, которая будет максимально эффективна для него (а не соответствовать критериям тренера) или порекомендовать участнику другого тренера, как вариант.

Хорошим примером является спортивный зал. Принято считать, что тренер «качалки» должен быть мускулистым, с надутыми мышцами и кубиками. Если опираться на эти критерии, то, по логике, все, кто приходят к нему, обязательно должны через время быть мускулистыми и с кубиками. Но ведь это не так! А значит, тренер может быть любого размера и рельефа и главное в тренерской работе – умение увидеть те критерии, по которым участник будет сам оценивать свои результаты и побуждать участника двигаться к ним теми способами, которые призваны развивать навыки и опыт участника и применять скрытые в нем качества личности. Таким образом, сам тренер, если хочет быть тренером, должен постоянно личностно расти и развиваться.

Навыковые тренинги – это где участники получают определенные навыки и примеры, как им себя вести, чтоб получить желаемое (выйти замуж, заработать деньги, построить бизнес и т.д.). Например, много встречаю в сети статей и программ, которые дают четкие указания, на каком свидании заниматься сексом, сколько раз отвечать на звонки, а сколько – не отвечать, как правильно отказать или какие действия нужно совершать, чтоб мужчина обратил на себя внимание. Вспомните тренинги «Пикап» – мужской и женский. Это все прекрасно и почти всегда работает. Но, как мне кажется, до определенного момента – когда наступает нестандартная ситуация и не понятно, что делать. Тогда остается – либо звонить тренеру, либо убегать, чтоб все не испортить (особенно, если мужчина очень нравится, например, или женщина).  Так же сюда отнесу все тренинги, которые учат, как достигать результатов в материальном мире. Такого рода тренинги, по моему мнению, хорошо прокачивают активность и активируют определенные энергии и качества, которые есть у человека, но через некоторое время это идет на спад и тогда снова нужно идти на тренинг, чтоб снова прокачаться. Я это называю – гонять энергии. Люди ежедневно накапливают негатив, обиды, раздражение, они ежедневно взаимодействуют со средой и это имеет последствия. Почему после такого рода тренингов люди ощущают эйфорию? Потому что они там сбросили накопленный за долгое время негатив и стали легче. Потому что прикоснулись к новым, свежим и ярким ощущениям. Представили свое будущее, вдохновились. Мое мнение –  за этим должно что-то следовать. Какие-то действия, которые будут вести к закреплению результата имеющегося и достижению целей, открытых в ходе вдохновения.

Будет ли участие, в такого рода тренингах, личностным ростом? Безусловно, будет! Это – полезные навыки, позволяющие эффективно действовать в социуме и получать желаемый результат. Пусть, не всегда и не совсем результат будет такой, как хотелось, но это уже – что-то. Ведь, если я хочу водить машину, то могу зайти с разных сторон: сначала научиться ездить, потом выучить теорию, потом пойти и получить права. Могу сначала теорию, тренировочную езду, права, а потом уже – научиться ездить. Суть одна – водить машину! А с какой стороны зайти – каждый выбирает для себя сам. Считаю, что «правильно» и «не правильно» каждый человек устанавливает для себя сам. Здесь, правда, возникают трудности во взаимодействии, потому что у каждого свое «правильно» и «не правильно». Вот эти вопросы – это вопросы тренинга, на котором люди учатся излагать понятно свои мысли и слушать другого человека. И это – тоже личностный рост.

Является ли путь – психологический, мистический, эзотерический, магический личностным ростом? Безусловно. Ведь, изучая такого рода знания, проникая вглубь себя, человек находит новые понимания, меняет отношение к каким-то вопросам, больше понимает себя, а значит – других, что тоже в свою очередь, ведет к взаимопониманию и гармоничным взаимоотношениям.

Подводя итог: мое понимание «личностного роста» следующее: движение человека к его личной цели (материальной или духовной), в ходе которого он развивает: новые навыки, личностные качества; отношение  к определенным вопросам; становится эффективным в решении своих задач; уверенным в себе;  проживает большое количество жизненных ситуаций, в ходе которых формируется его личный опыт восприятия себя и мира, собственное понимание и  находится смысл  происходящего.

Таким образом, общепринятые понятия, характеризующие успешность и личностный рост, я считаю унифицированными и предлагаю двигаться к развитию индивидуальности и поиску личных смыслов человека в качестве опор для личностного роста.